«Влюбляйтесь в проблему, а не в ее решение»: главные мысли Энн Мей Чанг о социальных инновациях
«Влюбляйтесь в проблему, а не в ее решение»: главные мысли Энн Мей Чанг о социальных инновациях
Мыслить масштабно, начинать с малого и другие советы эксперта по социальным инновациям
Гибкость – одно из главных качеств, которое должно быть у сотрудников некоммерческих организаций. Особенно в такие нестабильные времена, как сейчас. В этом уверена Энн Мей Чанг, автор книги «Lean Impact. Инновации для масштабных социальных перемен» и эксперт по социальным инновациям. 22 октября 2020 года на конференции «ДОБРО 2020» она рассказала о том, как НКО могут быстро адаптироваться под разные условия и при этом решать масштабные социальные задачи.
Журналист Теплицы Екатерина Ульянова собрала главные мысли из выступления Энн Мей Чанг.
Неидеальные решения
Некоммерческие организации всегда работают в условиях неопределенности. Во время пандемии эта неопределенность стала еще сильнее. Но это не значит, что НКО не должны рисковать. Без риска многие социальные проблемы так и не будут решены, а люди останутся без помощи.
Многие организации из-за коронавируса начинают искать новые практики, которые помогут работать в непростых условиях, чувствуют необходимость в инновациях. Гибкость и способность быстро найти новые инструменты для НКО сейчас намного важнее, чем некие идеальные решения, на поиск которых уйдет много времени. Быстро придумать продукт или проект, проверить его работоспособность, так же быстро при необходимости внести правки – вот самая удачная схема работы. Нет смысла разрабатывать что-то месяцами. Ведь то, что организация придумает сейчас, через полгода уже может быть неактуально.
«Идеальное время для инноваций. Мы ошибаемся, падаем и встаем, чтобы дальше помогать людям».
Энн Мей Чанг
Три принципа
В разговорах с успешными некоммерческими организациями Энн Мей Чанг выделила три основных принципа их работы: мыслить масштабно, начинать с малого, стремиться к оптимизации. Что это значит? Очень часто сотрудники НКО начинают с того, что пытаются разработать самое лучшее решение. Но на практике оно оказывается несовершенным, а времени и сил на его разработку потрачено уже слишком много. Поэтому стоит начинать с малого. Например, небольшого прототипа, чтобы потом можно было внести изменения.
Люди любят планировать – проводить совещания, обсуждать, составлять графики. Некоторые решения вынашиваются месяцами и годами. А в итоге случается пандемия, и все меняется на глазах. Очень легко проиграть, если делать слишком большие ставки. Поэтому стоит делать небольшие шаги. Начинать, например, с исследования, действительно ли есть потребность в каком-либо продукте или проекте. При этом стоит учитывать не только краткосрочную перспективу. Даже к самому блестящему решению интерес может со временем снизиться. В итоге НКО выходят на плато роста и перестают ускоряться.
Но глобальные перемены невозможны без роста по экспоненте. Не важно, сколько людей всего воспользуются помощью. Важно, чтобы число благополучателей постоянно росло. Это и есть масштабирование. Начинать с малого и все время проводить тестирования, вносить правки, ускорять темп, оказывать все большее социальное воздействие.
Также важно не концентрироваться на прошлых успехах. В оценке работы организации Энн Мей Чанг советует не опираться на цифры, которые эксперт называет «тщеславными показателями». Например, на число людей, которым НКО уже помогла. Такие цифры ничего не говорят о социальных изменениях. Число благополучателей не позволяет понять, как изменилась жизнь этих людей.
«Мы слишком увлекаемся тем хорошим, что уже сделали. При этом коммерческие компании все время стремятся к максимальным прибылям. Похожие показатели нужно ставить и НКО».
Энн Мей Чанг
Быстрые изменения
Каждый продукт и проект проходит определенные стадии: создание, измерение, изучение. Все начинается с формирования гипотезы – что произойдет, когда решение будет запущено? Затем гипотеза проходит проверку. Создается минимально жизнеспособный продукт, MVP (minimum viable product). Затем он тестируется на практике, по итогам тестов собираются и анализируются данные. И уже на основании полученных данных делается вывод, получился продукт или нет.
«Для идеального решения не нужна идеальная идея. Важно, как быстро вы можете изменить и улучшить свой проект».
Энн Мей Чанг
При тестировании стоит оценивать проект по трем основным критериям: ценность, воздействие и рост.
- Ценность. Нужно ли это решение людям? Будут ли они им регулярно пользоваться и рекомендовать другим? Если проект мало кому нужен, добиться масштабных социальных изменений не получится.
- Воздействие. Действительно ли продукт решает социальную проблему? Изменений без воздействия не бывает. Проблема в том, что оценить социальное воздействие бывает непросто. О том, как это можно сделать, советуем почитать здесь.
- Рост. Будут ли все больше людей пользоваться решением? То, о чем уже упоминалось выше, – важнее всего постоянный рост, а не общее число благополучателей.
Притом Энн Мей Чанг отмечает, что концентрироваться только на решениях неверно. «Влюбляться надо в саму социальную проблему, а не в ее решения», – уверена она. Ведь решения могут стремительно меняться. Например, в текущей обстановке перестали работать многие офлайн-инструменты. Требуется решительность и смелость, чтобы отмести все привычное и сосредоточиться на самом важном.